Круглов С.А. "Вопросы к церкви" Правомерен ли культ Девы Марии?
В христианстве особую роль играет культ Богородицы, Девы Марии. Ей посвящаются иконы, ей возносятся молитвы. Приглядимся же к этому культу повнимательнее.
Людям свойственно принимать долгое обыкновение, древний обычай за установленный закон. Верующий слепо верит во все, что утверждает церковь, не утруждая себя размышлениями, как говорится, "от греха подальше". Давайте откроем глаза, ибо верить слепо - неправедно, ведь так человек может верить во что угодно, в любую чушь, и если он случайно поверит в истинные вещи, разве будет ему награда? Ведь здесь нет его заслуги!
Дух и разум даны человеку для того, чтобы он мог, взвешивая все на чувствительнейших весах, отделять истину от измышлений. Богу нужны мыслящие, развитые люди, не верующие, а уверенные, убедившиеся в том, что все устроено именно так, поскольку иначе быть просто не может. Истинно уверенного человека нельзя заставить сменить взгляды или согрешить не из-за боязни его перед расплатой, а потому, что любое отступление будет дисгармонировать с его ощущениями истинного.
Давайте не будем цепляться за букву древнего предания и выискивать многозначные цитаты. Давайте исходить из основных идей: первая из 10 заповедей - "Я Господь, бог твой. Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня!" без двусмысленностей говорит - почитать, молиться можно только одному - Господу. Почитание же Иисуса, Девы Марии, святых выглядит простым попиранием этой первой, а значит, наиглавнейшей заповеди.
Почитание Иисуса как бога выглядит странно, так как Он вместе с Отцом и Святым Духом составляет триединство. Это похоже на то, как если бы одной руке оказывалось больше внимания и уважения, нежели ее хозяину, часть которого она представляет. Посчитайте и сравните - сколько молитв возносится Отцу (разве только "Отче наш", данная самим Иисусом) и сколько - Христу. Христос ведь ясно дал понять, кому надлежит молиться. Люди же переосмыслили его учение на свой лад, внеся искажения, замутняющие Истину.
Что касается культа Девы Марии, то здесь ситуация еще более странная.
По мнению церкви, Дева Мария является "заступницей" за людей перед Богом. Получается, что Бог сам не способен разобраться в том, кто из людей чего заслуживает? Получается, что на Него можно повлиять "через родственные каналы", как на нечестного судью?
Что это как не попытка умаления Божественного совершенства?
Христос на кресте - жертва за грехи или убийство?
Крест, распятие... Основной символ христианской веры. Что он символизирует? Церковь утверждает, что крестная смерть Сына Божьего была необходима для того, чтобы смыть с человечества бремя его грехов. Что если человек уверует в Иисуса, пройдет необходимые обряды, то с него автоматически снимутся все грехи.
Это мнение базируется на совершенно правильном утверждение о том, что Христос пострадал за людские грехи и ради избавления людей от грехов. Однако это не означает, что с верующего сразу снимутся все прегрешения, как только он уверует в Спасителя и пройдет обряд, именуемый крещением, потому что Бог де заранее принес сам себе за него жертву. Как человек может даже помыслить о таком? Что кроется здесь, как не неуемная гордыня, заставляющее человека думать, что он ценнее для Бога, нежели Его собственный сын! Что же получается? Получается, что Бог разделился сам в себе, одна половина хочет покарать (и совершенно справедливо) людишек за грехи, а другая половина, напротив, приносит первой в жертву Своего Сына, чтобы гнев первой был утолен этой жертвой... Какая чушь!!!
Мыслящему человеку сразу видна вся абсурдность таких построений, которые однако же естественнейшим образом следуют из церковного догмата о смысле крестной жертвы Спасителя. На самом же деле смысл миссии Христа заключался в другом: Христос являлся носителем истины, знаний, необходимых людям, вконец запутавшимся в своих грехах. Человечество уже не могло самостоятельно найти путь из лабиринта заблуждений, выстроенного им же самим. Христос указал людям верный и притом кратчайший путь из этого лабиринта. Именно это, а не крестная жертва было истинным смыслом миссии Сына Божьего.
Крестная же смерть Христа была необходима, но необходима не для искупления людский грехов, а во имя искупления грехов. Не для того, чтобы смыть с людей грехи, а для того, чтобы они не изуверились в слове Его. Чтобы они не отступили от пути к спасению, указанного Им.
У Иисуса был выбор - отречься от слова своего и остаться жить, либо по-прежнему утверждать, что Он - провозвестник истины и тем самым обречь себя на крестную смерть. Он выбрал второе, чтобы дело спасения, начатое Им, не заглохло. Но эта смерть стала необходима только из-за косности и ослепленности людей, которые в большинстве своем не смогли рассмотреть в Христе провозвестника истины.
Если бы крестная смерть была предопределена с самого начала, то молился ли Иисус в Гефсиманском лесу? Нет, тогда он бы спокойно и без сомнений прошел бы этот путь, испил бы эту чашу. Но нет, Он молился, спрашивая Отца, нет ли другого способа убедить людей, неужели они настолько ослеплены, то решатся на убийство Сына Божьего.
И что еще может служить большим опровержением идеи о богоугодной Крестной жертве, смывшей грехи с людей, чем слова Иисуса на кресте: "Прости им, Отче, ибо они не ведают, что творят!". Что творят! Зачем была бы нужна эта величайшая в истории заступительная молитва, если бы убийцы Сына Божьего всего лишь выполняли волю Отца Его.
И разве о богоугодности своей смерти говорил Христос в притче о злых виноградарях и сыне хозяина?
Существуют ли прошлые жизни?
Есть ли у человека прошлые жизни или жизнь дается человеку всего один раз? На этот вопрос Церковь дает однозначный ответ: "один раз". Данное мнение базируется на том, что ни в Ветхом, ни в Новом Заветах ничего подобного не упоминается, а также на некоторых косвенных цитатах не из непосредственно Евангелия или Ветхого Завета, а из посланий апостолов, которые не являются записью слов самого Сына Божьего.
Утверждающие подобное люди напоминают средневековых деятелей науки, признававших существование только семи металлов, тех, которые были упомянуты в Библии. Остальные металлы они пытались представить в виде комбинации, сплава известных семи. Отсюда очевидным образом проистекал застой в науке, который нелегко было преодолеть ученым новой волны, ведь против них была Церковь.
Сейчас нам это кажется смешным и нелепым. На сегодняшний момент это невозможно - скажете вы. В области науки - да, но не в области религии с ее закоснелым догматизмом.
Что такое догматизм? Догматизм - это слепая приверженность старым убеждениям, не подвергаемым сомнению, принимаемым на веру. Те, кто называет себя христианами, считают даже за величие слепо верить в бездоказательное, отгоняя сомнения, которые лишь указывают, что дух их не спит и чувствует отклонение от истины в некоторых убеждениях.
В попытке убедить Вас в реальности прошлых жизней я не буду приводить в качестве доводов отличные взгляды некоторых религий на этот вопрос, не буду я также и упоминать случаи воспоминаний о своих прошлых жизнях, имеющих место в редких случаях. Все это известно и тем не менее не переубедило христиан. Я же хочу попытаться доказать вам существование прошлых жизней исходя из идей само'й христианской религии.
Христос неоднократно указывал, почему именно надо или не надо поступать определенным образом, даже если это не стыковалось с древним преданием. Древний закон гласил: "Чти субботу!", а Сын Божий говорил - "не человек для субботы, а суббота для человека". Он понимал, что исполнение заповедей без понимания их смысла может увести человека с праведного пути.
В представлении христиан (да и не только) Бог - совершенен. Ему не присущи ни несправедливость, ни произвол. Каждому человеку воздается по заслугам, воздаяние всегда точно отмеривается. "Что посеешь, то и пожнешь" и вместе с тем "Сеющий ветер пожнет бурю" (Осия, 8:7) - без двусмысленностей сказано в Библии. Сеющий зло не пожнет добро, но и сеющий добро не пожнет зло! Пожать придется только то, что посеяно, причем сторицею.
Отсюда прямо, без двусмысленностей вытекает, что судьба каждого человека предопределяется только его деяниями. Если человек испытывает страдания или удары судьбы, значит они были им заслужены (либо сознательно взяты на себя во исполнении какой-либо особой миссии). Однако если допустить, что человек живет один раз, то дети должны рождаться совершенно невинными. На них нет ни одной вины, ведь их жизнь только началась, они просто еще не имели возможности согрешить. Отсюда естественным образом получается, что все дети должны появляться на свет в одинаковых условиях, одинаково здоровыми. Но опыт нашей жизни убеждает нас в том, что это умозаключение совершенно не соответствует действительности. Один ребенок рождается здоровым и богатым, а другой - больным и бедным, если вообще не рождается инвалидом, неспособным к полноценной жизни. Или, к примеру, один рождается в верующей и праведной семье, а другой - в семье алкоголиков, жизнь которых заполнена пьянством, руганью и драками. Бесспорно, что второй из этих детей, с малых лет привыкший к такой распущенной жизни, вряд ли сможет вырасти таким же, как и первый. Разумеется, бывают и исключения, но они весьма редки и только подчеркивают правило, ибо исключительность их бросается в глаза.
Естественно, многие попытаются возразить (ведь как-то же мирились они раньше с такими мыслями, не могло такого быть, чтобы хоть раз подобные мысли не посещали их). Они скажут: "Бог дарует некоторым людям испытания, в результате которых они, преодолевая их, становятся праведнее." На это можно возразить: "Во-первых, если ребенок невинен, то куда уж дальше может увеличиться его праведность? Во-вторых, почему опять же люди ставятся в неравные условия? Если выпавшие испытания, например, болезнь, является благом, т.к. якобы идет на пользу духу, то почему эти испытания выпадают не всем? Чем остальные провинились?" На это нечего сказать, кроме: "Такова, мол, Божья воля. Пути Господни неисповедимы..."
Говоря так, верующие и не догадываются, что богохульствуют! В их мнении Бог предстает не Совершенством, а капризным ребенком, играющим с людскими судьбами как с игрушками. Эта игрушка ему понравилась - он ею с удовольствием занимается, эта - не очень, он на нее обращает мало внимания, а эта по каким-то причинам не понравилась вообще, поэтому выброшена на помойку. Причем сами игрушки не сделали ничего, что бы могло так повлиять на мнение о них играющего. Подумайте над этими словами, если считаете себя верующими - иного вывода сделать нельзя.
Единственный вывод, который можно сделать - это тот, что судьба человека полностью определяется его поступками и проистекшими из них наклонностями (иначе нам придется признать, что слова Сына Божьего "что посеешь, то и пожнешь" не верны). То есть каждый человек получает такую судьбу, какую заслуживает. И если ребенок рождается больным, значит он это заслужил. А раз заслужил, значит должен был иметь такую возможность, а значит, он уже жил раньше (и, может быть, не единожды). Как правило, дети похожи на своих родителей, то есть поражены сходными грехами. Родившись в семье, где они будут страдать от тех же грехов, которым подвержены и сами, они осознают неправедность поведения такого рода и избавятся от этих грехов.
А что касается авторитета Евангелия в этом вопросе, то в Нем есть такие слова Сына Божьего: "Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не сможете вместить" (Иоан,16:12). То есть в Евангелии написано далеко не все, что Христос мог рассказать. Ведь Евангелие относилось к тогдашнему человечеству с тогдашним уровнем духовного развития. При этом я не говорю, что нынешнее человечество выше по своему развитию, наоборот, человечество настолько запуталось во всевозможных догмах и культах, что неспособно на основе древнего Слова Божьего найти путь к свету.
Будет ли второе пришествие Христа?
Христиане ждут второго пришествия Христа, который, согласно учению, должен прийти в конце мира для того, чтобы судить человечество. ("...приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его." - Матф., 16:27) Этот догмат считается настолько естественным, что о нем мало кто задумывается, а сам он даже вошел в расхожую поговорку "ждать до второго пришествия".
Однако тщательное прочтение Евангелий убеждает в обратном. Но обо всем по порядку:
Иисус в своей речи употреблял два обозначения - "Сын Божий" и "Сын Человеческий". Оба эти понятия традиционно связываются с личностью самого Христа. Из текста Евангелий видно, что Иисус часто употребляет местоимение "Я", говоря о себе, подтверждает, что Он является "Сыном Божьим". О "Сыне Человеческом" он говорит в третьем лице, говоря о нем "Он".
У Иоанна есть упоминание об "Утешителе, духе истины", который "придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам." (Иоанн, 16:8-15)
Здесь Христос говорит, что будет иной посланник, который сообщит людям "всякую истину" и в числе прочего, что люди больше не увидят Христа.
Получается вывод: второго пришествия Христа не будет, а то, что Он возвещал о Сыне Человеческом, не относится к самому Христу, но приписано Ему людским непониманием. Пришествие будет, но не самого Иисуса, а некоего Сына Человеческого, который и "воздаст каждому по делам его". И в самом деле, возвещанный Сын Человеческий не очень-то похож на Иисуса - миссией Иисуса было провозвещение Истины заблудшему человечеству, указание верного пути к Свету. Сын Человеческий придет как грозный судья, Христос же сам о себе говорил "Я пришел не судить мир, но спасти мир" (Иоанн, 12:47).
Обратим внимание на Утешителя:
Миссия Утешителя традиционно связывается с нисхождением Святого Духа на апостолов во время праздника Пятидесятницы. Однако:
Истина, которую должен сообщить Утешитель, будет более полна, чем то, чему смогли научиться от Иисуса его ученики. Неужели Святой Дух за несколько минут смог добиться того, чего не смог добиться Иисус за довольно долгое время общения с учениками? Зачем же тогда Христос вообще пытался научить чему-либо людей, если Святой Дух мог бы сделать это гораздо быстрее и эффективнее? И что случилось с учениками за короткий промежуток между вознесением Христа и Пятидесятницей, что они стали способны вместить то, что совсем недавно не могли?
Это дает основание отнести пророчество об Утешителе к гораздо более поздним временам, ведь и Павел писал "мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится" (1-ое посл. к коринф., 13:9-10), указывая, что апостолы вовсе не обладали "всякой истиной" и не связывали миссию Утешителя с сошествием Святого Духа.
Могли ли попасть люди в Рай до миссии Христа?
Миссию Христа традиционно связывают с тем, что "Он открыл для людей Врата Рая". Смертью своей Иисус позволил человечеству, потерявшему Рай после Грехопадения, опять обрести путь туда.
Ошибкой церквей является то, что они из правильной мысли о том, что миссией Сына Божьего было дарование пути во Врата Рая заблудшему человечеству, делают вывод, что ранее эти Врата были наглухо закрыты для человечества, поэтому до миссии Христа никто из людей в Рай не попадал и возможности такой не имел в принципе.
Иисус сам никогда не говорил ничего такого, напротив, многие его изречения говорят об обратном.
Вот притча о богаче и Лазаре, где богач после земной смерти мучается адскими муками, а нищий Лазарь отнесен ангелами на лоно Авраамово. Лазарь, соответственно, никаких мук не испытывает. Где ж он тогда находится, как не в Раю? Когда богач просит о том, чтобы Лазарь явился к родне его и предостерег от неправедной жизни, ему был дан ответ: "у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их". Это означает, что при правильном понимании закона Моисеева и пророков человек может избегнуть Ада.
Вот разговор с богатым юношей, спросивший Иисуса о том, как ему обрести жизнь вечную. Христос ответил: "Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди".
Вот упрек фарисеям - "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете." (Матф. 23:13) В чем была вина фарисеев, если врата Царства Небесного и без них были заперты?
В разговоре с саддукеями Сын Божий говорит: "А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Матф. 22:31-32).
Получается, что Авраам, в частности, уже воскрес для жизни райской. Явление Моисея и Илии при Преображении также говорит о том, что они уже воскресли и пребывали явно не в Аду. Попытки возразить аргументами вроде существования Рая вне времени, из-за чего пропадает причинно-следственная связь, наталкиваются на простые слова Сына Божьего: "Если не будете как дети, то не войдете в Царство Божье!" Разве детям в истинном смысле этого слова придут в голову подобные сложности? Творение Господа просто, и даже ребенок способен разобраться в Нем, а излишние "лукавые мудрствования" обязательно ведут под откос.
В математике рассуждение, приводящее к абсурду или противоречию, называют доказательством от противного и используют для опровержения предпосылок. В религии же в сходной ситуации в рассуждения вводят еще более абсурдные идеи и построения, лишь бы удержать шаткую конструкцию любой ценой.
В начале статьи я упомянул о том, что Христос открыл людям Врата Рая, а сам, казалось бы, привел достаточно аргументов против этой мысли. Противоречие здесь кажущееся. Все дело в том, что на основе сложившихся в тот момент воззрений и нравов все люди за исключением единиц простым и естественным образом самостоятельно уже не могли найти путь к Свету. И тогда Бог протянул руку помощи - Сын Божий Иисус и указал человечеству этот путь. Он сам говорил, что "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" и "блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его".
Перед Пилатом он еще раз назвал цель своей миссии - "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего."
Таким образом все становится на свои места - люди сами лишили себя пути к Раю в результате неправильного развития, а Бог в своей беспредельной любви не оставил их прозябать за выстроенной их собственными руками преградой, но показал им лучший путь к преодолению ее. А уж воспользоваться этим путем, описанным в учении Сына Божьего, или нет - зависит лишь от конкретного человека и только от него самого.