Николай Богданов "КАК СТРЯПАЛОСЬ ХРИСТИАНСТВО" К теме заставил обратиться нашумевший фильм “Последнее искушение Христа”, поставленный “глубоко верующим католиком” (это в Америке-то!) Мартином Скорцезе по бестселлеру Никаса Казантзакиса, грека по национальности, и, надо думать, тоже “глубоко верующего” православного. Не будем даже в мыслях соединять несоединимое, а именно страстную якобы привязанность к христианству упомянутых авторов с той порнухой с элементами триллера и боевика, что они воспроизвели на экране, опираясь на евангельский сюжет. Как говорится, Бог им и их комментаторам судья. Постановщики сполна отдали дань современному разудалому кинематографу и это, видимо, есть необходимый минимум для безболезненного выхода фильма на широкий экран (вспомним советские времена, когда для “прохода” той или иной вещи в печать требовалось определённое количество цитат из классиков марксизма).
Но “изюминка” инсценировки - по задумке авторов или вопреки их желанию - заключается отнюдь не в вынесенном в титры “искушении” Иисуса плотской любовью, в которой в роли приманки выступает небезызвестная мироносица и равноапостольная Мария Магдалина. Секрет ленты в том, что она, а особенно её постгалгофская часть, проливает свет на историю первоначального христианства, а вернее иудо-христианства, а ещё точнее - паулинизма.
Если отвлечься от бросающейся и глаза порно-боевой фактуры фильма, то образ Христа складывается таким. Вечно его - молодого богобоязненного иудея - кто-то или что-то толкает к совершению нежеланных, ненужных ему поступков. То Иуда, последователь секты зелотов (кинжальщиков), преследовавших всех пособников римлян-оккупантов, чуть-чуть не убивает Иисуса во время ссоры, чем и заставляет задуматься “сын Иосифова” о своей судьбе, то пустынники (кажется, ессеи из Курмана) “советуют” молодцу попоститься сорок дней и ночей в Синае, то Иоанн Креститель предсказывает белокурому еврею необычный путь “Сына Божия”, то сам “Господь” внушает плотнику из Назарета “божественные” глаголы... Совершая тот или шаг, Иисус всякий раз смущается, считая себя грешным, слабым для каких-либо подвигов. Он даже, порой, боится делать дело. Все чудеса, им содеянные (например, исцеление слепца, воскрешение “четырёхдневного” Лазаря и др.), совершенно не смотрятся в фильме, не убеждают и даже непонятны для неискушённого зрителя, и в том числе потому, что “Мессия” явно не желает никаких фокусов, связанных с его именем, и только обстоятельства да мольбы знакомых, да просьбы сопровождающих его внушительного вида апостолов, с мнением которых он должен был считаться, заставляют Иисуса чудодействовать. Но и чудеса-то его постоянно дезавуируются: оживлённого им Лазаря тут же убивают зелоты, а спасённая от побивания камнями Мария Магдалина, коей Учитель рек сакраментальное: “Иди и больше не греши”, - конечно, тут же занялась своим прежним ремеслом, т. е., уловлением человеков в сети разврата. Да и сам Христос, слыша от одних: “да это - свято”, а от других: “да он просто богохульник”, и понимая своё двусмысленное положение, с юмором констатирует, что он - “святой богохульник”.
Так дошёл Учитель до Голгофы, которая и была отменена создателями фильма: хотя Иисусу и пришлось “попробовать” креста, но “чаша сия” всё же его миновала, и он зажил дальше столь же обыкновенной жизнью, как до суда и несостоявшейся казни. Ангел Божий, на поверку, правда, оказавшийся Сатаной, сводит по обоюдному согласию несчастного еврея с креста. Ближайший повод - образ стоявшей на Лысой горе Марии Магдалины, до того времени весьма успешно соблазнявшей Галилеянина. Она-то и принимает (с креста) своего истекающего кровью давнего знакомого, выхаживает его применяя, в том числе, и “постельную” терапию. Затем - беременность, огромный голый живот, роды...
То, о чём писал в начале XX века В. В. Розанов, - свершилось! Правда, русский философ мечтал, чтобы “родил ребёночка” апостол, а тут “план” явно перевыполнен и детей произвёл сам Христос. Иисус вполне доволен жизнью, у него дом, семья, житейские заботы. Он - плотник, зарабатывающий на жизнь изготовлением... крестов, на которых римляне продолжают вешать израильских бродяг и бомжей. “Беря от жизни всё”, Иисус изменяет жене с Марией (Лазаревой), а затем последний с её сестрой Мартой, - и непонятно, кто же народил ему кучу ребятишек... Несостоявшийся Мессия и здесь сомневается: надо ли так поступать? - но вездесущий Ангел-хранитель успокаивает его, говоря, что в мире существует только одна женщина, и с кем бы ни спал иудей, он должен думать, что это его жена. Прямо скажем: философия оригинальная! Но она отлично вписывается в современное сексуально-озабоченное “произведение искусства”. И не только. В наличии и согласованность с христианским богословием, поучающим верующих, что Христос - это Жених, который “грядёт в полуночи”, а все женщины мира - ”невесты Христовы”.
Иисус совсем забыл о своих дурацких проповедях, от коих фарисеи приходили в ужас. Да и кто же в молодости не диссидентствовал, кто не собирался сокрушить “устои”?! Его пророчества (например, о гибели Иерусалима) не исполнялись, мир стоял как и прежде на “четырёх китах”, жизнь шла своим чередом, вне зависимости от того, - умер ли Мессия по имени “Эммануил, сиречь: с нами Бог”, на кресте за “народ свой” или не умер.
Нет, распятие и смерть никак не вплетаются в историю жизни Иисуса. Кому и для чего потребна Голгофа? Ему она уж точно не нужна: он живёт прекрасно и жутко подумать, что казнь не позволила бы ему увидеть и почувствовать то, что ощутил он потом. Стоило ли впутывать в историю синедрион, а затем и самого римского прокуратора, и лишать жизни человека только за его пустые слова о близком конце Иерусалима, о том, что он, возомнивший себя голиафом, в одиночку (!) разрушит переполненный мерзостями храм Соломона и затем в три дня построит новый храм истинной веры. Явно - безумный бродяга, каковых в Иудеи и окрестностях было предостаточно.
Но состарившемуся Иисусу, как, впрочем, и всем последующим поколениям, пришлось увидеть уже натуральное чудо, я именно процесс возникновения новой религии из... его, “бедного еврея” жизни.
Идёт Иисус с детьми на прогулку, я на площади какой-то чудак проповедует перед толпой зевак... “Христа распятого” и рассказывает байку о том, как по дороге в Дамаск он услышал вдруг голос “с небесе”, говорящий ему: “Савле, Савле! почто гониши мя?”. Это, продолжал рабби (а проповедовать “на стогнах” мог только раввин), был Христос Бог. Иисус остолбенел. Улучив минуту, он попытался разубедить ловкого дельца от богословия, молвя, что его не распинали, что он не воскресал (и, таким образом, добавим мы, христианство не зародилось, “не пришло в мир”), что он живёт как простой человек, что искажены не только его “акты биографии”, но и смысл его слов, сказанных когда-то в молодости, и ради которых за ним ходили толпы любопытных. Одним словом, надо немедленно прекратить эту лживую пропаганду, иначе он всем откроет правду.
Но Савл не был бы Павлом, если б тут же не только вывернулся наизнанку, но и не окрасился на незванного пришельца со всей мощью своего таланта. А то, что раввин из Тарса имел таковой, свидетельствует небезызвестный Александр Мень. ”Павел, - писал о своём любимце советский священник-демократ, - во многом превосходил евангелистов. Это был человек огромного таланта, духовной мощи, образования... Его послания - это написанные кровью сердца вещи”. Но вопреки аттестации отца Александра, перевертыш и пройдоха не может сказать возмутителю спокойствия ничего своего, оригинального создатели фильма заставляют “апостола язычников” отбиваться от возмущённого Иисуса словами... Великого инквизитора из “Братьев Карамазовых” Достоевского... Смысл ответа таков: ”Если ты тот самый Иисус, то скажи - зачем ты пришёл к нам? Ты пришёл мешать, ибо мы прекрасно справимся и без тебя, ты со своей "правдой" никому не нужен, тебе никто не поверит, ты ничем народу не поможешь, массам нужен хлеб, вера, Бог, чудеса, великий смысл крестной смерти Мессии, да и вообще им нужен умерший Христос, а не живой, но затем, конечно, воскресший и вознесшийся... Уходи и не мешай. Ты уже ничего поправить не сумеешь, а только испортишь. Тебя, Иисус, вообще могло не существовать на свете - мы бы выдумали тебя и твой “крестный путь””.
Итак, механизм создания религий уже запущен, христианство зародилось-таки, и он, Савл, есть его первый двигатель, начальный импульс. Ему достаточно было иметь мифического, а не реального Христа, что и нашло отражение в его, Павла, посланиях столь восхитивших А. Меня. Иисус удаляется посрамлённым. Он опечален. Его жизнь после этой встречи стремительно покатилась к закату.
Однако, заправилы от синедриона не оставили старика в покое. Непокорного, гуляющего “самого по себе” Иисуса надо было вернуть... на крест, - ведь уже пишутся или даже уже написаны Евангелия, венчаемые описанием страданий (страстей) Христа и его крестной смертью. Необходимо было для пущей убедительности выбить почву из-под ног у будущих последователей т. н. мифологической школы происхождения христианства, и, напротив, дать шанс адептам школы исторической. Как всегда, операцию проводит платный агент иудейского первосвященника Иуда.
Примерно в 70-м году от Р. Х. (почему так - увидим ниже) к умирающему Иисусу приходят вдруг апостолы Пётр, Иоанн, Иуда и др. Странно, конечно, поскольку Петру место было в Риме, где его должны распять вниз головой, а Иоанну следовало сидеть на о. Патмосе и писать то ли четвёртое гностическое Евангелие, то ли Апокалипсис. Но самое странное то, что Иуда-то, оказывается, не повесился. Смешно, в самом деле, предполагать, чтобы еврей удавился из-за угрызения совести. Вот если б ему серебренных шекелей не выдали в кассе синедриона, вот тогда... вот тогда этот убийца (таков он в фильме), никогда не расстававшийся с кинжалом, потребовал бы “плату за кровь”. Да и хорош бы был первосвященник, не выдавший денег своему брату-иудею за нужное дело.
Но как бы то ни было, волею авторов фильма апостолы оказались у одра Учителя. Пётр и Иоанн что-то там прошамкали, зато рыжий Иуда по-прежнему полон сил и энергии. Упрёки, угрозы, обвинения - в трусости, в предательстве, в слабости, в пристрастии к жизни, к женской ласке, в любви к детям - так и посыпались на Иисуса. Начались муки совести. Но Иуда неумолим: ученики и “народ” всё ещё ждут обещанного подвига, ждут “спасения”, “царствия небесного”, наконец. “Я, - хвастается кинжальщик, - честно сделал своё дело, указав через посредство поцелуя на тебя, хотя мне это было нелегко - предать лучшего друга. А вот ты нас всех предал без всякой мотивации, безо всякой ссылки на пророков, ты просто испугался смерти, подался на бабьи прелести".
Больной Учитель пытается оправдаться: он не виноват, это Ангел снял его с креста, а воле Божьей необходимо подчиняться, что Иисус и дела всю жизнь, слушая и исполняя волю “пославшего его”. Да вот он, кстати. Ангел-то Божий тут - стоит рядышком. И правда. Подросток лет десяти в холщовом подряснике внимательно слушал монолог Иуды. Да какой же это Ангел Божий, восклицает апостол-предатель, это совсем не Ангел, а Сатана. И точно, только он произнёс эти слова, как разоблачённый и пристыжённый “Ангел” превратился в столб огня и исчез.
Чары спали с Иисуса. Он понял свою “ошибку”. Но сил-то уже не было. Не состоявшийся “Спаситель” скатывается с настила, изображающего одр, и ползёт. А тут и “знамение Божие” подоспело, римляне, не на шутку осерчав на обрезанных, именно в этот день и год (70-й) принялись, наконец, за грязное, но нужное дело: начали громить Соломоновы - храм и город, не оставляя от них “камня на камне”. Всё рушится, горит, дымит, кругом паника, вопли, кровь, трупы - благодатные кадры для американского кино. Апостолы могли воочию убедиться, что Иерусалим и впрямь, как предсказывал Учитель, погибает. Акции Мессии резко пошли вверх.
А между тем сам Пророк средь бедлама и всеобщего ора, из последних сил воздевая руки “ко Господу”, просит вернуть всё “как было”. И чудо совершилось, иудейская машина времени заработала, молитва праведника, а вернее развратника и прелюбодея, лжеца и лицемера (что и является в христианстве синонимом праведности) была услышана и Иисус в мгновенье ока очутился на Лобном месте, где одесную его корчился в муках разбойник Гестас, я ошую - Дисмас.
Какие силы водрузили Учителя праведности на сиротливо стоявший на Голгофе окровавленный крест, пояснять, думается, особо не надо. Богу все эти манипуляции под названием ”жидовские штучки” - были ни к чему: ему достаточно было того, что он отдал “сына своего возлюбленного” на заклание. Только хаверим Сатана, переменчивый облик так полюбившегося Иисусу, мальчика на образ заматерелого сатанолога Иуды, был мастером на подобные метаморфозы.
Иисус уже не смотрел заплывшими от пота и крови глазами на оказавшуюся тут как тут Марию Магдалину, но в мыслях и вслух обращался к “Отцу небесному”. Наконец, прозвучало хрестоматийное “Или, Или! лама савахфани!”, затем роковое “Свершилось”, и Мессия испустил дух. Аминь.
Церковники могут быть довольны (хотя для этого и пришлось пожертвовать демонстрацией фильма по НТВ): усилиями двух прожжённых иудеев - Савла и Иуды - справедливость восторжествовала, ход мировой истории вошёл в давно проверенное и безопасное русло, потревоженные было насельники мировой конфессии опять улеглись в старое, привычное, провонявшее, испачканное испражнениями аскетов и прочих монахов ложе. И убит-то ради этого всего один человек.
Разного рода сцены по иудейской истории начали делать свои интерполяции - так называемые “позднейшие вставки” в сочинения Тацита и Светония, в “Историю Иудейской войны” Иосифа Флавия и в другие манускрипты о якобы случившейся в царствование Тиберия казни еврейского пророка по имени Иисус. Гностик Маркион стал деловито собирать в свой канон, названный позднее Новым Заветом, “богооткровенные” Послания шулера Павла, поставившие заповеди Христа с ног на голову. Дельцы и аферисты, раввины и левиты, жонглёры общественным сознанием и нивелировщики от иудейства замастыривали новую “мировую религию”, не считаясь ни с чем - ни с историческими фактами, ни с империями, ни с менталитетом народов.